Психолого-исследовательский анализ треннингов «ОМЕГА-ЦЕНТР»

Психолого-исследовательский анализ треннингов «ОМЕГА-ЦЕНТР»

Омега > Blog > Методика > Психолого-исследовательский анализ треннингов «ОМЕГА-ЦЕНТР»

Психологическая готовность сотрудников  подразделений специального назначения к выполнению поставленных задач – это своеобразный фундамент его активных действий. Знание военнослужащим своих психологических особенностей позволяет ему управлять собственным состоянием и поведением в сложных, экстремальных ситуациях, когда эффективность деятельности специалистов-спасателей зависит не только от их профессионального мастерства, но и от эмоционального настроя, состояния здоровья, от способностей не растеряться в экстремальных ситуациях. 

Успешен тот, кто в условиях повышенной напряженности   способен наиболее точно реагировать, быстро принимать решения, кто в нестандартных ситуациях не теряет хладнокровие и выносливость, кто не поддаваясь  растерянности и страху, сохраняет работоспособность и не смотря ни на какие обстоятельства выполняет поставленную задачу. Совокупность всех этих факторов называется «психологическая готовность».

Это качество в большей степени определяется не врожденными свойствами личности, а формируется в процессе профессиональной подготовки и деятельности.  Психика очень пластична и свойства личности определяются не только природными особенностями. Нервно-психическая устойчивость,  уровень  поведенческой регуляции, сила и подвижность нервных процессов может возрастать под влиянием тренировки, что позволяет значительно легче переносить психологические нагрузки и эффективно выполнять задачи в сложных, напряженных ситуациях: «Только  воин может выжить на тропе знания. Потому что искусство воина  – находить равновесие между ужасом от того, что ты человек, и восхищением от того, что ты человек…» К. Кастанеда

Говоря другими словами – искусство воина  заключается в том, чтобы уметь удерживать внутреннее, т.е. психологическое равновесие, несмотря на сложность и неопределенность владеть своим психоэмоциональным состоянием. А поскольку профессиональное развитие лиц опасных профессии связано с нагрузками и стрессом – это пожалуй самая сложная задача. Кто с ней справляется – становится настоящим профессионалом, если нет – теряет физическое и психическое здоровье, или жизнь… Может быть, поэтому настоящих профессионалов мало и они это понимают.

Профессионалы боевой подготовки, понимают, что недостаточно научить владеть оружием и приемами рукопашного боя. Если человек не владеет собой, он не владеет ситуацией и его действия будут не предсказуемы,  хаотичны и малоэффективны. Когда стоит важная задача – нельзя полагаться «на-авось». В тоже время, когда от твоих действий многое зависит  – это повышенная мотивация. Возникает состояние возбуждения и стресса, которое очень трудно контролировать. И тут вступает в силу удивительный закон, незнание которого не освобождает, как известно от ответственности… Закон Йорка Додсона, известный в народе как «закон бревна», который гласит, что в случае трудной задачи усиление возбуждения влечет за собой ухудшение исполнения.  А вот если задача нетрудная – сильная мотивация ведет к успеху.  Это как идти по бревну. Есть разница, или оно на земле, или на 50-ти метровой высоте…

Помочь на пути преодоления и профессионального развития, решить вопрос психологической готовности к успешным действиям по предназначению в нестандартных ситуациях оперативнобоевой деятельности не могут только специалисты-психологи. Важно согласованное взаимодействие  специалистов по ведению ближнего боя, огневой, тактико-специальной, физической, оперативно-розыскной, психологической подготовке в рамках ситуативно–боевого тренинга готовности к действиям по предназначению в ситуациях огневого и силового контакта.

В процессе тренировок по системе «ОМЕГА» у военнослужащих появляется способность воспринимать  самую сложную ситуацию как посильную. Для  них получается, что чем сложнее задача – тем интересней, (а не волнительней и напряженней) ее решать, используя навыки профессиональной подготовки. Я на деле увидела,  как психологическая готовность определяет успешность деятельности не единиц, а практически всех обучаемых в ситуации тренинга. Есть соединение и теории и практики, потому что как говорил Ленин: «Теория без практики мертва, практика без теории слепа»…  Так, как  этого добиваются?

Тут на память добросовестно приходят тезисы, аспекты, понятия и положения выстраданные, защищённые задолго до сегодняшнего дня славными представителями психологической науки и практики о дремлющих в человеке внутренних психофизиологических резервах.   Много в этой области было выявлено такими известными русскими исследователями как Петр Владимирович Бехтерев, Иван Михайлович Сеченов, Николай Евгеньевич Введенский, Константин Владимирович Анохин и другими учеными, которые исходили из того, что обычного интеллектуального и физического превосходства в условиях стресса и неопределенности явно недостаточно. В таких условиях всегда выигрывал тот, кто обладал более тонким восприятием окружающей обстановки, повышенным уровнем внимания и наблюдательности, обостренным чувством опасности, интуитивной проницательностью и способностью физически чувствовать противника в условиях не очевидности, т,е. всем тем, что называют боевой психофизиологией.  Наш современник, доктор психологических наук Тахир Юсупович Базаров, подчеркивает важность развития у сотрудников органов внутренних дел: активного внимания, расширения его объема; способности воспринимать тонкие сигналы; возможности самонастраиваться на выполнение задач в условиях неопределенности, изменчивости и противоречивости ситуации.

Что же происходит в наше время? К сожалению, для сотрудников спецподразделений, повышающих свою квалификацию в различных учебных заведениях, такие понятия как степень восприятия, творческая и оперативно-сторожевая интуиция остаются непонятными, да и попросту ненужными.

Дело в том, что почти все формальное образование связано с развитием навыков познания, что связано с так называемой средней зоной осознания (запоминание, анализ, планирование), поэтому в современном обществе и доминирует средняя зона, в ущерб внешней и внутренней. Мы умеем мыслить, анализировать, делать выводы, но теряемся перед восприятием и ощущением реальности!

А ситуация учебно-боевого «ОМЕГА-ТРЕНИНГА» заставляет обращать внимание на первичную сенсорную информацию (внешняя зона осознания), свои ощущения (внутренняя зона осознания) и, таким образом, осознавать, что на самом деле происходит (средняя зона осознания) , в отличиеот того, каковы наши представления о  происходящем.

Первичные сенсорные данные – основа всех переживаний и одни из немногих четко определенных примет в нашей жизни. Действия в реальности, ориентированные на то, что мы видим и ощущаем на самом деле очень отличаются по эффективности, от действий, ориентированных на наши представления, мысли и выводы. Предвидение того, что может случиться, или занятость тем, что уже произошло, не позволяет видеть, что же происходит! При этом бесконтрольно работают защитные механизмы психики, чтобы избежать осознания пугающих нас и неприятных чувств… Но, в условиях опасности и риска, реальность никому не позволит безнаказанно себя игнорировать! А при выполнении задачи главным критерием эффективности является результат, а ценой – жизнь.

Вместе с тем тысячелетиями специалисты боевых искусств вырабатывали эффективные способы влияния на самого себя, считая идеальным состоянием бойца, так называемое «пустое сознание», когда он ничего не ждет, готов ко всему, не связан с прошлым, не зависит от будущего и живет настоящим всем своим существом. Как королевич Елисей у Пушкина: «Не боюсь я никого, кроме Бога одного…» Неужели это возможно? Оказалось – Да!

Технология проведения ситуативно-боевого тренинга не оставляет сомнений в том, что боевой и психофизиологический потенциал человека можно разбудить, разработать и привлечь невостребованные резервы человеческого организма для резкого повышения эффективности боевой деятельности.

И способом их прямого пробуждения является жизнь в   экстремальных ситуациях или моделирование таких ситуаций в тренинговом режиме, что и сделано в рамках данной технологии по боевой подготовке.

Чтобы пробудить эти возможности на занятиях,  происходит создание, через серьезные физические и психологические нагрузки, ситуации «жестокой необходимости», когда важно только одно – выжить. Она вынуждает  прочувствовать единственно верное ответное действие на опасность и принять правильное решение боевой проблемы именно для данной ситуации, «не включая голову». «Отключить ее» помогают физические нагрузки на пределе сил.

Ничто так не изменяет человека, как реальная жестокая необходимость, пробуждающая природный рефлекторный механизм спасения, который мобилизуют у участников занятий преподаватели и инструкторы.

Это не почувствуешь после сытного завтрака и  перекура …  Изматывающие физические нагрузки, бег, психологическое давление, опасность, стресс, негативные впечатления, многократные перегруппировки, постоянно поступающие тактические и прочие задачи…  Когда тают амбиции и меняется представление о себе. Когда не остается никаких иллюзий относительно своих возможностей и способностей, а самооценка близка к отрицательно-критической …Напряжение зашкаливает…, и отрывается  второе дыхание…

Психика очень пластична, как батут. Чтобы достичь пика возможностей, надо максимально опуститься, напрячься… Оттолкнуться, достигнув предела возможностей. Вот так, по принципу – все, что нас не убивает, делает нас сильнее, качаются мускулы нервно-психологической устойчивости.

 Конечно, нервно-энергетический потенциал организма не безграничен. На всех этапах нашей совместной работы, (от “входа” до “выхода”), на различных  уровнях (индивидуально и по группам),  проводилась психологическая работа по диагностике и восстановлению работоспособности с использованием методов оптимизации психоэмоционального состояния лиц опасных профессий, в том числе и с помощью мобильных аппаратно-програмных комплексов.  Методы  рефремингадебрифинга, фокусированного интервью, по принципу самофокусирующегося интервью, применялись, чтобы помочь сотрудникам самим сфокусировать свои мысли, ощущения, переживания и осознать происходящие изменения.

Для оптимизации функционального состояния и развития психических возможностей использовались интегративные методы активизации психических и физических функций организма:

техники саморегуляции, для формирования способности само настраиваться (включая приемы и методы снижения мышечного напряжения, субъективного ощущения тревоги, воздействия на биологически активные точки; дыхательную гимнастику, аутогенную тренировку,  нервно-мышечную релаксацию).

– для изменения самосознания, самовосприятия, развития умения доверять тому, что реально воспринимаешь, а не своим мыслям о том, какая реальность, использовались приемы активного воздействия на человека, основанные на специфических формах внушения, 

– работать с острыми стрессовыми реакциями (ОСР ).

– тренировки осознания  внешней, средней и внутренней зоны осознания – в режиме  гештальт тренинга.

Таким образом психологическое сопровождение было направлено на:

– постоянный мониторинг оптимального функционирования психики, поддержание и восстановление психологического состояния участников тренинга;

– развитие психологической устойчивости, которая наряду с профессиональным мастерством определяет эффективность деятельности специалиста в трудных ситуациях;

– на осознанное формирование профессионально-значимых качеств, навыков и умений,  необходимых для решения поставленных задач.

Важно отметить, что преподаватели очень точно чувствуют, когда стоит остановиться, сбросить нагрузку, дать возможность отдышаться, разобрать и скорректировать ошибки. Наоборот, участники тренинга в процессе занятий постепенно учились накапливать и концентрировать энергию.

Следует отметить, что за все время  тренингов и сборов – никаких серьезных травм, кроме редких царапин и мозолей. Кроме того, комплексные занятия в полевых условиях – это отличная мотивация на дальнейшую отработку навыков в системе боевой подготовки. Как говорил Гете: «Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет».

Очень важным является то, что ситуативно–боевой тренинг готовности к действиям по предназначению в ситуациях огневого и силового контакта проводится при согласованном взаимодействии специалистов по ведению ближнего боя, огневой, тактико-специальной, физической, оперативно-розыскной, психологической подготовке. Таким образом, осуществляется комплексное воздействие на обучаемых.

Причем научение профессиональным навыкам учитывает психологическую подготовку и занимается не только натаскиванием профессиональных навыков, но и развитием внутренних возможностей психики.

От занятия к занятию можно заметить, как у участников тренингов пробуждаются механизмы ранее невостребованных возможностей, механизмы обостренного интуитивного восприятия, повышенный уровень внимания и наблюдательности, обостренное чувство опасности и боевой рефлекторности. Повышается психическая возбудимость и уровень психоэнергетики, появляется сверхсила, сверхловкостъ и сверхреакция, безусловно, на время и за счет нервно-энергетического потенциала организма, который не безграничен.

Анализ данных психологического исследования проведенного после окончания сборов, позволил  выявить какие важные, по мнению  военнослужащих, личностные качества, а также необходимые для осуществления эффективной боевой деятельности профессионально-значимые навыки, которые были приобретены в процессе подготовки:

– умение объективно оценивать оперативную ситуацию,

– контролировать себя и принимать адекватные решения;

– умение быстро находить решения в сложных ситуациях;

– регулировать свое эмоциональное состояние;

– преодолевать негативные установки, неприятие, напряжение;

– перебарывать себя;

– предугадывать угрозу противника и реагировать на опережение;

– справляться с задачей, несмотря на высокие физические нагрузки;

– настраиваться на выполнение задания;

– обострились настороженность и реакция;

– улучшились внимание, наблюдательность, интуиция.

Отмечали доброжелательность, увлеченность и сплоченность во время занятий. Результаты анализа ответов проведенного фокусированного интервью и разработанных анкетных листов по изучению состояния и динамики совершенствования боевой подготовки наглядно показывают высокую эффективность предложенной технологии занятий и потребность у военнослужащих в дальнейшем проведении подобных сборов, связанную, в первую очередь с умением регулировать свое эмоциональное и физическое состояние, а также возможностью овладеть уникальными навыками ведения разведки и боя.

Особенно хотелось бы отметить необходимое мастерство преподавателей по грамотному распределению нагрузки во время тренинговых занятий, позволяющих  актуализировать ресурсы организма и избежать функционального состояние утомления, и несмотря на интенсивные нагрузки, добиваться раскрытия потенциальных возможностей военнослужащих, обеспечивающих повышение эффективности боевой деятельности. Важно отметить, что подобные методы способствуют профилактике профессионального выгорания и энергетического истощения.

Один их самых впечатляющих результатов психофизиологической натренированности:  у обучающихся возникает необычайная восприимчивость или интуиция, которая включает вовремя необходимый комплекс оборонительных движений и позволяет мгновенно реагировать на любую неожиданность.

Боевая интуиция напрямую связана с подкорковыми структурами мозга,  которые участвуют в формировании всех поведенческих реакций человека и животных,  на которые замыкаются все ощущения, возникающие в результате тренированного, обостренного восприятия. Она срабатывает таким же порядком, как и логическая оперативная интуиция, и тесно взаимосвязана с ней. Но для осмысливания информации логическим путем нужно какое-то время, а боевая интуиция выдает сигнал сразу. При определенной тренировке еще до поступления сигнала в кору головного мозга и осознания человеком явления, боевое “сверхсознание” способно включить непосредственно необходимые боевые рефлексы. Что и применялось в системе боевой подготовки различных спецслужб. Еще один аспект преимущества проработанной программы действий, запрограммированный психотренингом и многократно “прокатанный” физически, – при этом не работает мысль, а мысль – это причина страха. И по этой причине мысль не должна вторгаться в боевой процесс. Срабатывает готовая программа.

На тренингах, при выполнении различных упражнений, активно используется метод воспроизведения ощущений, когда в сознании формируется яркое представление о том, как должно выполняться действие, при этом активно задействуются идеомоторные возможности человека. Это помогает  во время выполнения реальных  действий при различных видах опасности, связывать эти действия на уровне ощущений и впечатлений с подключением интуитивного восприятия. Идеомоторика является фундаментальным психофизиологическим механизмом, который основан на представлении выполнения движения. Мысленный образ, при котором сигналы к мышцам идут даже в том случае, если мы не планируем выполнять движение, а только думаем о нем, называется идеомоторным образом действия. Таким образом, вырабатываются неконтролируемые логически мышечные действия по прямому приказу подкорки, самокодирование закрепляется, и организм настраивается на выполнение заданной программы.

Подобное сочетание тренировок в идеомоторном плане,  в режиме реальных действий при серьезных физических и психологических нагрузках, при постоянном контроле, осознании и коррекции ошибок, несомненно, обеспечивает высокую эффективность боевой подготовки специалистов.

Таким образом, эффективность ситуативно-боевого тренинга проведенного специалистами  МТЦ «Омега» определяется тем, что:

  1. Ситуация боевого тренинга заставляет действовать в реальности, опираясь на первичную сенсорную информацию (внешняя зона осознания), свои ощущения (внутренняя зона осознания) а, затем, с помощью тренеров, осознавать, анализировать ошибки (средняя зона осознания). Таким образом, происходит практика тренировки всех зон осознания, что делает человека практически неуязвимым и готовым ко всему.
  2. В рамках ситуативно-боевого тренинга преподавателями моделируются  ситуации «жестокой необходимости», в которых не остается никаких иллюзий относительно своих возможностей и способностей. Неизбежно меняется представление о себе как о профессионале, падает самооценка и это является очень сильной мотивацией к саморазвитию, чтобы, доказать самому себе, что ты профессионал и выполнить задачу в ситуации неопределенности и стресса. По принципу – все, что нас не убивает, делает нас сильнее, качаются мускулы нервно-психологической устойчивости. 
  3. Преподаватели действуют по принципу: «Делай как я, а не как я говорю», на деле, а не на словах показывая пример выполнения задачи. Грамотно распределяют нагрузки во время тренинговых занятий (компетентность преподавателей), позволяющих  актуализировать ресурсы организма, избежать функционального состояние утомления, и несмотря на интенсивные нагрузки, добиваться раскрытия потенциальных возможностей.

Тренинг проводится при согласованном взаимодействии специалистов по ведению ближнего боя, огневой, тактико-специальной, физической, оперативно-розыскной, психологической подготовке. При этом обучение профессиональным навыкам в подобном тренинговом режиме в полевых условиях ориентировано на раскрытие внутренних возможностей, которые, наряду с профессиональным мастерством, определяют профессионализм сотрудников и успешность выполнения

Кандидат психологических наук, полковник М. А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *