Попав в мир войны, человек постоянно пребывает в состоянии морально-психологического стресса. Напряжение создает мысль о том, что смерть бродит где-то рядом. Самое страшное перед боем – мучительное, неослабевающее предчувствие смерти. Со временем томительного ожидания неизбежности организм устает и становится на все наплевать. Страшно всем, но каждый ведет себя по-разному. Хладнокровно мыслить и принимать решения доступно только тому, кто преодолел “барьер страха” и пережил “ожидание” и шансов выжить у него значительно больше. Состояние ожидания смерти больше всего похоже на состояние приговоренного к расстрелу.
Страх овладевает человеком, пока он еще находится по эту сторону некоторой незримой черты. Кто ее переступит, отодвинув боязнь собственной смерти на второй план, избавляется от страха и тогда включаются другие силы, которые придают хладнокровия и решительности. Приходит “второе дыхание”: ориентируешься и принимаешь решения и быстрее и правильнее, прыгаешь с такой высоты, влезаешь в такие щели, что потом сам не можешь в это поверить.
Через некоторое время хаос стрельбы, криков и всеобщее чувство страха сменяются рациональным поведением, бой превращается в методичную работу: короткая очередь-перебежка-бросок за укрытие-серия одиночных выстрелов по вспышкам справа-прыжок в окно – набить магазины и занять новую позицию. Ощущение, что остановить может только попадание в голову. Ранение тебя не остановит, деваться некуда или ты, или тебя. ИНСТИНКТ САМОСОХРАНЕНИЯ ПОДАВЛЕН. Зрение сужается до сектора “целик-мушка”. Состояние близкое к шоковому, порой даже не ощущается боль ранения.
После боя наступает резкий спад активности. Равнодушие и тупость занимают тебя целиком, свинцовой тяжестью наваливается усталость и опустошение. Через некоторое время приходит ожидание следующего боя.
Порог страха смерти в бою уходит все дальше и дальше, сменяясь чувством долга за поставленную боевую задачу вперемешку с мыслями о том, сколько осталось боеприпасов и другими рабочими мыслями боя. Боль от ранения приходит много позже.
Тренировки не устраняют понимания, что все это не настоящее. Нужно готовиться к ожидающему страху и учиться преодолевать этот порог. Психологическая подготовка часто более важна, чем огневая и прочие. Моральная и психологическая готовность убивать и выжить в экстремальных ситуациях – обязательные составные профессионализма также, как и готовность погибнуть, если придется при выполнении боевого задания.
Важным элементом всегда остается ИНТУИЦИЯ. Ее сочетание с опытом значительно повышает шансы остаться в живых. Принятие в сложной обстановке единственно правильного решения, даже противоречащего приказам и распоряжениям руководства, спасающего жизнь себе и товарищам, возможно только со стороны подготовленного человека. (Уставу всегда противоречит преступная неорганизованность ответственных за организационные вопросы “руководителей”). Здравый смысл лучший бронежилет, чем штатные расписания, инструкции и штабные распоряжения. Война в Чечне это подтверждает с лихвой.